minskblog (minskblog) wrote,
minskblog
minskblog

Category:

Как тебе такое, Челябинск? КЗТШ - самый суровый завод Беларуси



В советские времена маленькая Беларусь была сборочным цехом всего Союза. В республике было построено огромное количество объектов тяжелой промышленности, в том числе известные на весь мир автомобильные заводы МАЗ и БелАЗ. Последний стал градообразующим предприятием, вокруг которого на месте одноименной деревни вырос город Жодино, отпраздновавший в этом году 55 лет.



Жодино - небольшой город областного подчинения, который находится в 60 километрах к северу от Минска. Его название мало что говорит жителям СНГ, однако продукция выпускаемая здесь известна всему миру - уже на въезде в город видны огромные цеха завода БелАЗ:



По уровню суровости Жодино легко может дать фору Челябинску - в городке с населением 60 тысяч человек находится сразу несколько тяжелых производств, почти половина жителей работает в цехах, поэтому День машиностроителя является по совместимости Днем города в Жодино. Праздник традиционно отмечают в последнее воскресение сентября, а в субботу свои двери открывают сразу два промышленных гиганта - Кузнечный завод тяжелых штамповок и легендарный БелАЗ:



В этом году БелАЗ праздновал свое 70-летие, однако несмотря на круглую дату посещать его я не стал. Во-первых, подробный репортаж оттуда я делал в прошлом году:



Во-вторых, всесоюзная слава завода в день открытых дверей выходит боком - предприятие наводняют десятки тысяч туристов из Беларуси и соседних стран, все прилегающие к заводу улицы заставлены автомобилями, а улицы между цехами наполнены людскими реками:



Другое дело КЗТШ, который находится буквально за забором БелАЗа:



Завод находится в тени старшего брата, большинство туристов о его существовании даже не догадываются, поэтому никаких толп здесь не наблюдается - можно спокойно гулять по территории и изучать производство:



На проходной встречают представители завода, мимо турникетов в этот день можно проходить свободно:



На доске почета сурового предприятия висят портреты сразу четырех суровых женщин:



Маршрут для туристов четко обозначен, сбиться с тропы не получится даже при желании:



Завод большой, здесь как и на МТЗ есть свои улицы и дорожные знаки:



Первый пункт программы - кузнечный корпус:



Здесь стоит несколько печей и огромных промышленных прессов:



В целях пожарной безопасности пол вымощен металлическими плитами:



Производство начинается с загрузки металлических болванок на ленту:



Которая плавно отвозит их в печь:



В печи болванки раскаляются до температуры более 1000°С, чтобы жар от печи не обжигал кузнецов её окно оборудовано водяной завесой:



Когда болванки нагреваются до нужной температуры работник выхватывает их при помощи специального манипулятора и переносит под пресс:





Пресс несколькими ударами придает болванке нужную форму:









После чего готовая деталь отправляется остывать в компанию своих соседок:



Ковка осевой балки происходит на таком прессе, он сравнительно небольшой:



Но в цеху есть настоящие гиганты размером с трехэтажный дом. Этот пресс может создавать давление в 6300 тонн, что всего на 1000 тонн меньше массы Эйфелевой башни:







Буквально за три удара суперпресс превращает цилиндрические болванки в чашки:



Формы для штамповки выглядят таким образом:



А вот что получается по итогу:



Помимо собственно штамповки в цеху происходит ковка. Сначала заготовке придают нужную форму при помощи молота:



А затем пробивают посередине круглое отверстие при помощи прошивня:



Получается заготовка под будущее колесо:



Колесный цех находится по соседству:



На КЗТШ делают колеса для МАЗа и соседнего БелАЗа, обратите внимание на толщину обода:



Здесь живут суровые боевые челябинские жодинские коты, которые устраивают зрелищные спарринги прямо в цеху:



Из колесного цеха выхожу по темному коридору в конце которого виден яркий свет:



И попадаю в цех лонжеронов:



Здесь непривычно тихо - нет тяжелых прессов и молотов, нет печей и раскаленного металла, пространство наполнено светом, дышится легко:



Бельгийский станок Soenen выполняет перфорацию лонжеронов:





Массивным оборудованием управляет всего один человек:



Рядом происходит нарезка лонжеронов:



Выполняет его машина плазменной резки "Комета", которая режет сантиметровый лист железа как масло:



В противоположной части цеха есть второй ярус:



Здесь происходит катафорезное грунтование лонжеронов:



Одна из ванн с опущенными в нее электродами огорожена металлической сеткой с предупреждениями о высоком напряжении:



Рядом лежат пакеты с техническим нитритом натрия:



Обжечься, покалечиться, отравиться или убиться током здесь проще простого, поэтому безопасности труда уделяют повышенное внимание, в каждом цеху висят плакаты, призывающие к благоразумию:





Цех лонжеронов является финальным пунктом экскурсии:



Через заднюю дверь выхожу на улицу - здесь оборудована курилка с суровой пепельницей, выкованной работниками завода:



Буквально в 10 метрах от цеха проходит железнодорожная ветка и лежит штабелями готовая продукция:



Многие блогеры и журналисты, посетившие БелАЗ и КЗТШ, утверждают, что Кузнечный завод намного интереснее. Я такое утверждение делать не берусь - заводы совершенно разные: БелАЗ на время праздника оформлен как выставка, на КЗТШ работы не останавливаются, и есть возможность наблюдать процесс производства в действии. Мне одинаково понравилось на обоих предприятиях, КЗТШ выигрывает разве что за счет камерности и малолюдности:



К слову, посетить оба завода вполне можно за один день. КЗТШ открывает свои двери в 9 утра, БелАЗ - двумя часами позже. Между проходными ходит автобус №1:



На нём до обоих заводов можно доехать прямо от станции Жодино, на которую прибывает электричка из Минска:



В следующий раз оба завода откроют свои двери 28 сентября 2019 года, не упустите шанс бесплатно посетить эти суровые предприятия. При грамотном планировании с экскурсиями на БелАЗ и КЗТШ легко уложиться в один день.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:



Другие репортажи

01. Город в городе. Репортаж с Минского тракторного завода
02. Осторожно, за штурвалом дети! Рассказ о Детской железной дороге
03. Убийца троллейбусов. Репортаж из минского электробуса
04. Минские трамваи: на лицо прекрасные страшные внутри
05. Таких берут в космонавты! Встреча с Олегом Новицким на праздновании дня ВВС
06. Один день из жизни минского аэроклуба. Репортаж с высоты 3000 метров
07. Самолеты, вертолеты, дроны, автожиры. Под Минском завершился фестиваль Пронебо 2017
08. Встреча в Нормандском формате
09. 100 лет белорусской милиции
10. Минск расплавился. Репортаж с городского пляжа
11. В Минске произошел большой пожар на складе вторсырья
12. Как Минск отпраздновал 9 мая. Фоторепортаж из гущи событий
13. Утренний эксклюзив из центра Минска
14. Минск, которого больше нет. Снесли НВЦ "БелЭкспо"
15. Варламов и Кац в Минске

Подписаться на обновления

Tags: Беларусь, Жодино, репортаж
Subscribe

Posts from This Journal “репортаж” Tag

promo minskblog march 1, 2017 18:44 1
Buy for 50 tokens
Здравствуйте и добро пожаловать на мою страницу! Уже более года проект "Минский блогер" стабильно входит в ТОП-10 белорусских блогов и ТОП-200 кириллического сегмента ЖЖ. Все тексты уникальные, пишутся одним человеком - здесь нет копипасты, рерайта и прочих форм плагиата:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →