minskblog (minskblog) wrote,
minskblog
minskblog

Category:

Минск авиационный. Город, который мы потеряли



В советское время Минск и авиация были неразлучно связаны. Мальчишки хотели стать пилотами, взрослые работали пилотами по-настоящему: в свои лучшие времена аэропорт Минск-1 обслуживал более миллиона пассажиров в год. Сегодня авиация в Беларуси находится в глубоком упадке, напоминаний о ее былом расцвете в городе становится все меньше.



В моем детстве главный и единственный аэропорт Минска находился в городской черте. И не просто в городской черте, а практически в центре города, зажатый со всех сторон микрорайонами. Я с детства живу в Зеленом Луге, с диспетчерской станции Калиновского прямиком в аэропорт ходил троллейбус №2. Не нужны были никакие такси или пересадки, выходишь из дома, садишься на троллейбус и через полчаса ты в аэропорту:



Из Минска-1 можно было улететь в любой город СССР, но сегодня аэропорт закрыт:



Самолеты из него больше не летают:



Зал ожидания переоборудован в торговый центр:



Главное здание аэропорта было построено в 1957 году по проекту архитектора Заборского, того самого, что спроектировал обелиск на площади Победы и главную станцию Детской железной дороги:



Сегодня это здание сдается под офисы:





Аэропорт был закрыт для пассажирских рейсов в октябре 2012:



В декабре 2015 перестал обслуживать коммерческие рейсы:



До 1 января 2017 сюда продолжали летать самолеты, которые обслуживал авиаремотный завод, но теперь аэропорт закрыт полностью, скоро его территорию застроят жилыми панельками:



Такими какие видны вдалеке на улице Асаналиева:



Единственным напоминанием о том, что здание имеет отношение к авиации остаются заградительные огни на крыше:



Ну и надпись на историческом фасаде:



Самое интересное, что в советские времена тему авиации максимально популяризировали среди населения. На минских улицах стояли настоящие самолеты, например во дворах микрорайона "Восток", практически через дорогу от моего дома, стоял самолет Ан-12:



Сначала в нем был магазин, затем тир, потом с середины 1990-х стихийный туалет. Лопасти у него крутились, по фюзеляжу можно было свободно лазить, в детстве с друзьями мы очень любили гулять возле самолета, там собиралась вся тусовка с окрестных дворов:



В 1999 году самолет внезапно исчез, по слухам его порезали на металлолом и продали в Литву:



История помнит еще один самолет, стоявший во дворах спального микрорайона, это был Ту-134, посаженный на вечный прикол на другом конце города в Курасовщине:



Его продали на металл еще раньше в 1994-м, в те времена я был еще маленьким и на другой конец города не ездил, так что этого самолета не застал, но местные утверждают, что в нем находилось популярное в районе кафе "Икар", затем тир, а потом самолета не стало:



И уж совсем древние старожилы Минска могут помнить, что настоящий самолет стоял когда-то в парке Горького, было это, ориентировочно, в 60-70-е годы, внутри самолета крутили кино, назывался этот авиакинотеатр "Пятый океан":



Были, конечно, и другие памятники: Ил-14, установленный перед авиаремонтным заводом, Ту-124, установленный перед зданием самого аэропорта, и некоторые другие. Однако, сегодня на улицах Минска, не считая закрытых профильных территорий, осталось всего три самолета, один из них находится в самом центре города во дворе минской гимназии №15:



Это самолет МиГ-17Ш, установленный здесь на пилоне в 1977 году:



Он является частью мемориала погибшим летчикам, защищавшим Минск во время Великой Отечественной:



К стеле примыкает памятник летчику Борису Окрестину - герою СССР, погибшему в боях под Минском в 1944 году:



Еще один самолет установлен на отшибе, в лесном массиве по улице Карвата в Степянке:



Это самолет Су-7БМ, установленный здесь на пилоне в начале 1980-х годов:





Самый знаменитый в Минске самолет-памятник - это транспортник Ли-2, установленный на площадке у музея Великой Отечественной войны на проспекте Победителей:





Раньше, как и сам музей, он находился на Октябрьской площади, окруженный другой военной техникой. В итоге, вместе с музеем на новое место переехал только самолет, технику увезли за город в деревню Станьково:



Вот такая печальная история о том, как высокие цены на цветной металл и землю победили минскую авиацию. Единственным оазисом для столичных любителей неба остается аэродром Боровая, что в километре от МКАД, но это уже совсем другая история ;)

А у вас в городе развита авиация? Остались еще самолеты-памятники? Или все разрушено и распродано, как в Минске?

Посты о Минске:

01. Поезд в Национальный аэропорт
02. Фестиваль Пронебо
03. Фестиваль «70 Лет Мирного Неба». Аэростаты и концлагерь
04. Фестиваль «70 Лет Мирного Неба». Авиация
05. Неизвестный Минск. Костёл св. Роха
06. Неизвестный Минск. Костел Воздвижения Святого Креста на Кальварии
07. Неизвестный Минск. Архиерейское подворье и Дом 300-летия Романовых
08. Неизвестный Минск. Тюремный замок Пищаллы
09. Минск на банкнотах
10. Минские усадьбы. Дворцово-парковый комплекс в Лошице
11. Самая короткая улица Минска
12. Минский зоопарк
13. Воскресенский храм в Зеленом Луге
14. Минск. Чёрные пятна Зелёного луга
15. Куропаты. Мемориал сталинских репрессий
16. Минск. Встреча в Нормандском формате
17. Минск с X по XIX век. История самых древних сооружений

Подписаться на обновления

Tags: Беларусь, Минск, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo minskblog march 1, 2017 18:44 1
Buy for 50 tokens
Здравствуйте и добро пожаловать на мою страницу! Уже более года проект "Минский блогер" стабильно входит в ТОП-10 белорусских блогов и ТОП-200 кириллического сегмента ЖЖ. Все тексты уникальные, пишутся одним человеком - здесь нет копипасты, рерайта и прочих форм плагиата:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments